пятница, 9 августа 2019 г.

Отчет по учебной практике Linux

Лабораторная работа L01
«Установка Linux»
Задания к лабораторной работе:
1. Создать виртуальную машину со следующими характеристиками:
RAM: 128-256 Мб (не более 50% RAM host-машины)
HDD: 4 Гб, динамический
тип: Linux Mandriva
название: <ФИО студента> Linux
2. Установить дистрибутив AltLinux Junior (2 CD). Файловая система – ext2/ext3.
Лабораторная работа L02
«Ознакомление с ПО дистрибутива AltLinux»
Задание к лабораторной работе: кратко описать каждую программу, доступную через главное
меню. Описание должно иметь следующий вид: <название программы> – <назначение программы
одной фразой>, например: GIMP – векторный графический редактор
Лабораторная работа L03
«Рабочий стол KDE (Xcfe) — работа пользователя»
Цель: Научиться использовать файловый менеджер Konqueror (для Xcfe – Thunar) в повседневной
работе. Научиться создавать и перемещать каталоги, файлы и ссылки. Научиться удалять и
восстанавливать файлы, используя меню и drag-n-drop, научиться настраивать внешний вид
файлового менеджера и режимы его работы. Научиться создавать и использовать кнопки запуска.
1. Пояснения к лабораторной работе:
Файловый менеджер Konqueror. Konqueror представляет собой гибрид интернет браузера и
файлового браузера. Он содержит строку меню, основную панель управления, строку адреса,
боковую панель инструментов и строку состояния. Все операции, доступные через панели
инструментов, доступны и через меню. Konqueror поддерживает drag-n-drop. Для выполнения
операций с содержимым окна используется правая кнопка мыши.
2. Задания к лабораторной работе:
1. Изучите меню файлового менеджера Konqueror (для Xcfe – Thunar). Изучите панели
инструментов.
2. На рабочем столе создайте каталог с названием «test». Откройте его.
3. В каталоге «test» создайте каталог «test1».
4. В каталоге «test1» создайте пустой файл с названием «Просто текст».
5. Заполните файл любым текстом.
6. Разделите окно по горизонтали (для Xcfe – откройте второе окно файлового менеджера). В
верхнем окне откройте каталог «test»
7. Перетащите мышкой файл «Просто текст» из нижнего окна в верхнее, создайте ссылку.
8. Сделайте копию экрана для отчета.
9. Скопируйте файл «Просто текст» в каталог «test» и переименуйте его в файл «Текст1».
10. Удалите файл «Текст1».
11. Откройте папку корзины и сделайте копию экрана для отчета.
12. Восстановите файл «Текст1».
13. Измените фон окна Konqueror (для Xcfe – увеличьте размер значков в окне файлового
менеджера в полтора раза).
14. Измените режим просмотра с значения «В виде значков» на «В виде подробного списка».
15. Установите сортировку файлов по размеру.
16. Сделайте отображаемыми скрытые файлы.
17. Откройте корневую папку и сделайте копию экрана для отчета.
18. На рабочем столе создайте ссылку на приложение ark. Запустите его. (для Xcfe – пункты 18-
20 пропускаются).
19. Отдельно откройте окно свойств кнопки запуска для приложения ark.
20. Сделайте копию экрана для отчета.
3. Вопросы к лабораторной работе:
1. Перечислите виды, открываемые в боковой панели файлового броузера.
2. Опишите использование вкладок. В чем их преимущества?
3. Что такое предпросмотр? Какие возможности он предоставляет?
Составьте отчет о выполнении лабораторной работы. Включите в него копии экрана и ответы на
вопросы лабораторной работы.
Лабораторная работа L04
«Работа с архивами в KDE и Xcfe»
Цель: Научиться использовать в работе программы архивирования. Выяснить отличие алгоритмов
сжатия файлов.
1. Пояснения к лабораторной работе:
Программы архивирования файлов. Упаковка файлов (сжатие) – специальное преобразование
содержимого файлов и каталогов, имеющее своей целью уменьшение их размера. Существует около
20 различных алгоритмов упаковки файлов. Существуют проприетарные и открытые алгоритмы
упаковки файлов.
Для упаковки файлов в среде KDE используется программа ark, в Xcfe – Xarchiver.
ПРИМЕЧАНИЕ. В Xcfe для достижения того же результата потребуется последовательность
шагов, отличная от указанной в заданиях к Л/Р. Определите эту последовательность самостоятельно.
2. Задания к лабораторной работе:
1. Выберете каталог «test», созданный в лабораторной работе L03.
2. Правой кнопкой меню вызовите пункт меню «Упаковать  Добавить в архив…».
3. Задайте новое имя архивного файла - «тест».
4. Выберете тип архива .zip.
5. Создайте архивный файл на рабочем столе.
6. Просмотрите свойства полученного файла. Вычислите коэффициент сжатия.
7. Сделайте копию экрана для последующего использования в отчете.
8. Откройте архивный файл (двойной щелчок на ярлыке).
9. Добавьте в архив папку test1.
10. Из папки test \test1 удалите файл «Просто текст».
11. Сделайте копию экрана для последующего использования в отчете.
12. Откройте файл «Просто текст» в текстовом редакторе напрямую из программы –
архиватора.
13. Сделайте копию экрана диалога открытия файла для использования в отчете.
14. Проделайте операции 2-8, используя тип файла bz2.
15. Проделайте операции 2-8, используя тип файла tar.bz2.
3. Вопросы к лабораторной работе:
1. В чем особенность алгоритма сжатия bz2, и почему он обычно используется в комбинации с
упаковщиком tar?
2. Какой алгоритм сжатия работает более эффективно?
3. Почему не используется алгоритм сжатия rar?
4. Существуют ли проблемы упаковки файлов с русскими именами и в чем они заключаются?
Составьте отчет о выполнении лабораторной работы. Включите в него копии экрана и ответы на
вопросы лабораторной работы.
Лабораторная работа L05
«Командная строка»
Цель: Первичное знакомство с командным интерпретатором. Изучение команд для работы с
файлами, каталогами и ссылками.
1. Пояснения к лабораторной работе:
$ pwd - получить имя текущего каталога.
$ cd [имя каталога] — получить имя текущего каталога.
$ ls [имя каталога] - просмотреть содержимое каталога.
$ mkdir [имя каталога] — создать каталог с именем «имя каталога».
$ cp <имя файла 1> <имя файла 2> - Скопировать файл «имя файла 1» в файл «имя файла 2»,
например: cp first.txt copy1.txt.
$ mv <имя файла 1> <имя файла 2> - переименовать файл «имя файла 1» в файл «имя файла
2», например: mv first.txt orig.txt.
$ ln «имя файла» «имя ссылки» - создать жѐсткую ссылку «имя ссылки» на файл «имя
файла». Пример: ln orig.txt copy2.txt.
$ ln -s «имя файла» «имя ссылки» - создать символическую ссылку «имя ссылки» на файл
«имя файла». Пример: ln -s orig.txt copy2.txt.
$ rm <имя файла> - удалить файл, каталог или ссылку ―имя файла‖.
2. Задания к лабораторной работе:
1. Откройте терминал
Первый вариант – переключиться в другой виртуальный терминал. Второй – запустить
терминал, входящий в состав графической среды (через главное меню или контекстное
меню рабочего стола)
2. Определите текущий каталог, в котором вы находитесь командой pwd:
$ pwd
3. Перейдите в корневой каталог командой cd:
$ cd /
4. Просмотрите содержимое корневого каталога командой ls:
$ls
5. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
6. Вернитесь в домашний каталог, используя команду cd без параметров:
$ cd
7. Перейдите в каталог «test», созданный при выполнении лабораторной работы L03,
используя команду cd:
$ cd **** – полный текст команды определить самостоятельно
8. Просмотрите содержимое каталога, используя команду ls:
$ ls -F
9. Создайте каталог «test2», используя команду mkdir:
$ mkdir test2
10. Скопируйте файл «Текст» в каталог «test2» под именем «копия.txt», используя команду cp:
$ cp Текст test2/копия.txt
11. Создайте жесткую ссылку «ссылка» на файл «копия.txt» используя команду ln:
$ ln test2/копия.txt ссылка
12. Создайте символическую ссылку «символическая» на файл «копия.txt» используя команду
ln:
$ ln -s test2/копия.txt символическая
13. Просмотрите результаты в текущем каталоге при помощи команды ls:
$ ls -Fla
14. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе
15. Откройте каталог «test» в файловом менеджере
16. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе
3. Вопросы к лабораторной работе:
1. Чем отличается вывод команд ls -F и ls -Fla?
2. Какие действия вы совершаете, нажимая на кнопки «стрелка вверх» и «стрелка вниз»?
3. Куда вы переходите, выполнив команду cd без параметров?
4. Как посмотреть, какие еще параметры можно задать команде ls?
5. Что такое «жесткая ссылка»?
6. Что такое «символическая ссылка»?
Составьте отчет о выполнении лабораторной работы. Включите в него копии экрана и ответы на
вопросы лабораторной работы.
Лабораторная работа L06
«Изучение системы помощи Linux»
Цель работы: Изучить способы получения справочной информации в системе. Получить навыки
использования справочной информации в работе.
1. Пояснения к лабораторной работе:
less <имя файла> – команда интерактивного просмотра текстового файла. Поддерживаются
следующие команды:
/<строка поиска> - выполнить поиск. Повторное введение символа «/» без строки поиска
продолжает поиск предыдущей команды.
<стрелка вверх>,<стрелка вниз> - перемещение экрана на одну строку.
<Page Up>,<Page Down> - перемещение экрана на страницу текста.
<q> - завершить просмотр и выйти.
man <имя команды или конфигурационного файла> – руководства пользователя о файлах и
командах. Обязательные разделы на странице руководства:
NAME – название команды или файла и краткое пояснение.
SYNOPSIS – нотация применения (синтаксис команды).
DESCRIPTION – описание команды или файла.
OPTIONS – описание опций программы.
SEE ALSO – смотри также, рекомендация ознакомиться с другими руководствами.
Краткая справка по команде: опции команды могут задаваться в коротком и длинном варианте,
например: cp --h, cp --help (внимание: два тире!).
1. Задание к лабораторной работе.
1. Изучите руководство по команде cp, выполнив команду:
$ man cp
2. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
3. Изучите краткую справку по команде rm, выполнив команду:
$ rm --help
4. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
5. Откройте справочную документацию KDE (Xcfe) и изучите ее структуру.
6. Изучите руководство по conqueror – только для KDE.
7. В справочной документации KDE найдите руководство по программе tar – только для
KDE..
8. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
2. Вопросы по лабораторной работе.
1. Как рекурсивно скопировать каталог?
2. Как удалить каталог и его содержимое в неинтерактивном режиме?
3. Что такое FAQ?
4. Что такое HOWTO?
5. Что программисты пишут в файлы changelog?
6. Что программисты пишут в файлы todo?
Лабораторная работа L07
«Работа с текстом»
Цель работы: Получение навыков создания текста при помощи командной строки. Изучение работы
простейших текстовых редакторов.
1. Пояснения к лабораторной работе:
Консольные команды для работы с текстом:
echo < «строка текста» > - вывод строки текста на стандартное устройство вывода.
cat < стандартное устройство ввода или путь к файлу> - вывод текста на стандартное
устройство вывода.
touch <путь к файлу> - обновить времена доступа и модификации каждого файла до текущего
времени. Если файл не существует, то он создается.
Использование конвейеров:
команда1 | команда2 - выполнить «команда1», стандартное устройство вывода «команда1»
перенаправить на стандартное устройство ввода «команда2».
команда > файл - стандартное устройство вывода программы «команда» перенаправить в «файл».
Файл создается заново, если он существовал.
команда >> файл - стандартное устройство вывода программы «команда» перенаправить в
«файл». Файл дополняется, если он существовал.
Текстовые редакторы:
vi <имя файла> – открыть текстовый файл в простейшем текстовом редакторе.
vim <имя файла> – открыть текстовый файл в текстовом редакторе с расширенными функциями.
nano <имя файла> – открыть файл в текстовом редакторе nano.
Наиболее важные команды редакторов:
: - перейти в командный режим работы.
Команды командного режима:
:![w|q] - выполнять всегда.
:w – сохранить файл.
:q – завершить работу, [q!] - завершить работу и выйти несмотря на сделанные изменения,
[:wq!] - сохранить файл и выйти.
:h – вывести файл помощи. Выход из помощи - :q
:Ins – перейти в экранный режим.
Команды экранного режима:
<Ins> - переключение режимов «вставка» - «замена» символов.
<Стрелка вверх>,<стрелка вправо>,<стрелка влево>,<стрелка вниз> - перемещение
курсора по экрану со смещением на символ или строку.
<Page Up>,<Page Down> - перемещение курсора на страницу текста.
<Del> - удаление символа над курсором.
<Backspace> - удаление символа слева от курсора.
<Esc> – переход в командный режим.
2. Задание к лабораторной работе.
1. Перейдите в каталог test, созданный в лабораторной работе L03.
2. Создайте текстовый файл с названием txt_1 и заполните его текстом, выполнив команды:
$ cat > txt_1
Это простейший текст.
^D
3. Прочитайте введенный текст, выполнив команды:
$ cat txt_1
4. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
5. Создайте пустой файл, выполнив команду:
$ touch first.txt
6. Отредактируйте файл и наберите в нем текст при помощи текстового редактора vim:
$ vim first.txt
7. Прочитайте созданный текст:
$ cat first.txt
8. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
9. Склейте два полученных файла в один:
cat txt_1 first.txt > two.txt
10. Прочитайте созданный текст:
$ cat two.txt
11. Сделайте копию экрана для использования в отчете по лабораторной работе.
3. Вопросы по лабораторной работе.
1. Когда возникает необходимость использовать простейшие текстовые редакторы?
2. В чем вы увидели отличия текстового редактора nano от текстового редактора vim.
3. Как используют перенаправление вывода в практической работе?
Лабораторная работа L08
«Права доступа»
Цель: Изучение прав доступа. Изучение понятия пользователя и группы. Приобретение навыков
управления пользователями при помощи графических утилит. Приобретение навыков работы с
правами пользователей и правами на файлы и каталоги при помощи консольных утилит.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо пользователя «student» используйте пользователя, созданного Вами при
установке ОС Linux.
1. Пояснения к лабораторной работе:
Консольные команды:
id <имя пользователя> - печать идентефикатора пользователя.
chown [опции] пользователь[:группа] файл... - изменить владельца и группу файлов.
chmod [опции] режим файл... - изменяет права доступа к файлу.
usermod [-u uid [-o]] [-g основная группа] [-G группа,...] [-d домашний каталог [-m]] [-s
командная оболочка] [-c комментарий] [-l новое имя пользователя] [-f деактивация] [-e срок
действия учѐтной записи ] [-p пароль] [-L|-U] имя пользователя – изменение записи пользователя.
Дополнительно: uid – идентификатор пользователя, gid - идентификатор группы, r – read [4] (чтение),
w – write [2] (запись), x – execute [1] (исполнение), [rwx] [rwx] [rwx] – [владелец] [группа] [другие].
2. Задания к лабораторной работе:
1. Откройте две консоли. В одной из них получите права root, используя команду su:
$ su -
2. Используя Центр управления системой, создайте пользователя «student1».
3. Посмотрите какой идентификатор получил пользователь «student1», используя команду id:
$ id student1
4. Скопируйте какой-нибудь файл в домашний каталог пользователя «student1», используя
консоль с правами пользователя «student»:
$ cp text/text.txt /home/student1/
5. Просмотрите права доступа на домашний каталог пользователя «student1», используя
команду ls -la:
$ ls -la /home/.
6. Установите право на запись для группы в домашний каталог пользователя «student1»
используя команду chmod:
# chmod 721 /home/student1
7. Проверьте сделанные изменения. Сделайте копию экрана для использования в отчете по
лабораторной работе.
8. Включите пользователя «student» в группу «student1», используя команду usermod -G
student1 student. Команда должна быть выполнена с правами root.
9. Проверьте сделанные изменения при помощи команды id.
10. Повторите копирование файла в домашний каталог пользователя «student1», используя
консоль с правами student.
11. Изучите возможности выполнения перечисленных выше действий с помощью графических
утилит «Управление компьютером».
12. Удалите пользователя «student1».
3. Задания к лабораторной работе:
1. Какой uid у пользователя student? В какие группы он входит?
2. Какой uid получил пользователь student1? В какие группы он входит?
3. Почему задание в п.4 не было выполнено?
4. Какие права доступа установлены на домашний каталог пользователя «student1» в п.5
задания?
5. Какие права установлены на Вашем файле, скопированном в домашний каталог
пользователя «student1»? Сможет ли пользователь с правами student1 его просматривать?
Изменять?
6. Удалилась ли домашняя папка пользователя «student1» при удалении его учетной записи?
Если нет, то почему?
7. Какое значение имеет право на запись для каталога?
8. Какое значение имеет право на исполнение для каталога?
9. Как разрешить программе исполняться?
10. Что такое бит suid? Что он делает?
11. Зачем нужны uid и gid?
12. Почему uid пользователя задается больше 500?
Лабораторная работа L09
«Управление пользователями»
Цель работы: Научиться создавать учетные записи пользователей и групп. Научиться настраивать
систему sudoers. Научиться пользоваться командой sudo. Изучить формат файла passwd. Изучить
формат файла group.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо пользователя «student» используйте пользователя, созданного Вами при
установке ОС Linux (его имя должно совпадать с Вашей фамилией, н-р, «ivanov»), вместо «student2»
– пользователя <Ваша_фамилия>2, например «ivanov2».
1. Пояснения к лабораторной работе:
Настройки и форматы файлов.
Система sudoers предназначена для разрешения пользователям исполнять команды с привилегиями
«root». Конфигурационный файл системы /etc/sudoers.
Формат файла passwd: <имя пользователя в системе (коментарий)>:<пароль>:<полное имя
пользователя>:uid:gid:<домашняя папка>:<интерпретатор команд>
Формат файла group: <имя группы>:<пароль группы>:gid:<список пользователей группы,
разделенный запятыми>
Консольные команды управления пользователями.
useradd [<опции>] <имя пользователя> – команда создания учетной записи нового пользователя в
системе.
userdel [<опции>] <имя пользователя> – удаление учетной записи пользователя в системе.
usermod <опции> <имя пользователя>– изменение учетной записи пользователя в системе.
passwd [ <имя пользователя>] – задание пароля пользователя.
groupadd [<опции>] <имя группы> – создание учетной записи группы.
groupdel [<опции>] <имя группы> – удаление учетной записи группы.
groupmod <опции> <имя группы> – изменение учетной записи пользователя.
groups <имя пользователя> – просмотр вхождения пользователя в группы.
su – авторизация пользователя для получения прав «root» .
sudo <команда> - выполнить команду с привелегиями пользователя «root» .
Для выполнения команд управления учетными записями пользователей необходимы права
пользователя «root».
2. Задания к лабораторной работе:
1. Изучите руководства по командам управления учетными записями пользователей и групп.
2. Создайте пользователя «student2»: useradd student2
3. Задайте пароль пользователя «student2» командой passwd <имя пользователя>.
4. Создайте группу «work»: groupadd work
5. Просмотрите вхождение пользователя «student2» в группы: groups student2
6. Задайте вхождение пользователя «student2» в «work»: usermod -G work student2
7. Просмотрите вхождение пользователя «student2» в группы: groups student2
8. Просмотрите содержимое домашней папки учетной записи пользователя «student2»: ls -la
/home/student2
9. Сделайте копию экрана для отчета по лабораторной работе.
10. Сочетанием клавиш Alt+F2 перейдите в другую виртуальную консоль.
11. Зарегистрируйтесь пользователем «student2».
12. Измените пароль пользователя командой passwd без параметров.
13. Вернитесь в терминал суперпользователя (Alt+F1).
14. Изучите конфигурационный файл /etc/sudoers.
15. Добавьте строку «%wheel ALL=(ALL) ALL»
16. Добавьте пользователя «student» в группу «wheel» как было описано выше.
17. Откройте консоль с правами пользователя «student».
18. Выполните получение привилегий пользователя «root» без ввода пароля: sudo su -
19. Сделайте копию экрана для отчета по лабораторной работе.
20. Удалите учетную запись «student2» командой userdel.
21. Удалите домашний каталог учетной записи «student2» командой rm -Rf /home/student2.
22. Создайте учетную запись «student3» при помощи графической утилиты Центр управления
системой. Назначьте пользователя «student3» в группу «wheel».
23. Сделайте копию экрана для отчета по лабораторной работе.
24. Проверьте правильность сделанной работы, зарегистрировавшись пользователем «student3».
25. Изучите содержимое файлов /etc/passwd и /etc/group.
26. Удалите созданную учетную запись пользователя и его домашнюю папку при помощи
графических утилит.
3. Вопросы по лабораторной работе:
1. Почему в поле пароля в файле passwd стоит значок «x»?
2. Как проще управлять учетными записями пользователей: при помощи командной строки
или графических утилит?
3. Можно ли с правами пользователя изменить пароль другого пользователя?
4. Почему администраторы предпочитают выполнять работы по администрированию из
учетной записи пользователя с использованием команды sudo?
5. В какие системные логи попали ваши манипуляции с учетными записями пользователей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий