СРС (Самостоятельные работы студента) + глоссарий по дисциплине "Философия"
Задания для самостоятельной работы студента:
1. Установите соответствие основных разделов философии и исследуемых ими проблем:
1) Онтология | 1) Бытие |
2) Гносеология | 2) Познание |
3) Логика | 3) Формы мышления |
4) Социальная философия | 4) Общество |
5) Аксиология | 5) Ценности |
6) Жизненный мир человека | |
7) Логический анализ языка науки |
2. Выберите философские вопросы, почему они носят философский характер:
1) существует ли бог?
2) является ли мировой разум основой мира?
3) какова структура атома?
4) каковы пути решения экологического кризиса?
5) что есть человек, и какое место он занимает в мире?
6) что есть истина?
7) расширяется ли Вселенная?
8) каковы пути выхода из экономического кризиса?
3. Как формулирует Ф.Энгельс основной вопрос философии, каков его смысл?
1) вопрос об отношении мышления к бытию
2) познаваем ли мир
3) каково отношение сознания к материи, идеального к материальному
4) что составляет первооснову мира
5) на какие ценности ориентируется личность
4. Какие суждения раскрывают сущность философского идеализма?
1) сознание – свойство, продукт материи
2) материя и сознание – две основы бытия
3) законы природы создаются мышлением человека
4) общественное бытие определяет общественное сознание
5) мир есть комплекс человеческих ощущений
6) основой мира является мировой разум
5. Известный английский физик, один из создателей квантовой физики Н.Борн вышел в отставку по возрасту в качестве профессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что послужило основанием Н.Борну для высказывания: «Именно теоретическая физика есть подлинная философия»?
6. Исходя из данных высказываний, ответьте на следующие вопросы:
а) Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».
б) А.Камю писал: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
в) М.Хайдеггер считал, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него, т.е. тоже попадал под вопрос.
1) Чем объяснить, что философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?
2) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?
3) Как в постановке вопроса отражается мировоззренческая позиция автора?
4) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановок основного вопроса философии?
5) Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках?
6) Как Вы сформулировали бы основной вопрос философии и почему?
7. Фихте утверждал: «Каждый, имеющий притязание на общее умственное развитие, должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
1) С какой философской позиции выступает Г.Фихте?
2) Какие функции выполняет философия в обществе и в развитии духовной культуры с точки зрения Г.Фихте?
3) В чем предназначение философии по Г.Фихте?
4) Какую роль играет философия в формировании Вашего мировоззрения?
9. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: мировоззрение, материализм, идеализм (объективный, субъективный), объект, субъект, метафизика, диалектика, миф, мифология, религия, наука, философия, субстрат, субстанция, традиция.
1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: натурфилософия, милетская школа, элейская школа, апория, пифагореизм, анамнесис, катарсис, логос, гедонизм, гармония, эманация, атомизм, дуализм, деизм, демократия, диалектика, идея, материя, форма, софистика, метафизика, диалог, эристика, бытие, причина, классификация наук, академия, ликей, индукция, дедукция, кинизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм, эпикуреизм, космология, онтология.
2. Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:
Школы: | Представители: |
1) Милетская школа | 1) Фалес, Анаксимен. |
2) Софистика | 2) Протагор, Горгий. |
3) Атомизм | 3) Демокрит, Эпикур. |
4) Фалес, Платон. | |
5) Демокрит, Протагор |
3. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы:
1) Фалес
2) Демокрит
3) Анаксимен
4) Анаксимандр
5) Гераклит
4. Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого» заключается в:
1) отрицании возможности всякого постижения истины
2) ограниченности познавательных возможностей человека
3) абсолютизации познавательных возможностей субъекта
4) относительном характере истины
5) трактовке знания как божественного откровения
5. Проанализируйте взгляды Аристотеля на категории «тождество» и «различие», «противоположность» и «противоречие» по хрестоматии «Мир философии», т.1, стр. 363 – 366 по схеме:
а) дайте определение указанных понятий
б) найдите сходства в определении данных понятий
в) найдите различия в определении данных понятий
6. Объясните смысл афоризмов Гераклита:
1) «Многознание уму не научает»
2) «Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают»
3) «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
4) «Этот космос… всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»
7. Прокомментируйте афоризмы Демокрита:
1) «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество – весь мир»
2) «Счастье и несчастие – в душе»
3) «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать»
4) «Счастлив тот, кто имеет состояние и ум»
5) «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд»
8. Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». В чем смысл этого высказывания?
9. Объясните, почему К.Маркс назвал учение Платона о государстве «казарменным социализмом»
Задания для самостоятельной работы студента:
1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: христианство, теология, теизм, сакрализация, секуляризация, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, догматизм, перипатетизм, апологетика, патристика, схоластика, номинализм, реализм, мистицизм, алхимия, каббала, томизм, оккамизм, универсалии, божественное предопределение, теоцентризм
2. Соотнесите автора и название произведения:
Таблица 2 – Философия Средних веков Запада
Авторы: | Название произведения: | |
1) Тертуллиан | 1) «О разделении природы» | |
2) Аврелий Августин | 2) «Утешение философией» | |
3) Боэций | 3) «Апологетик», «Об отводе возражений еретиков», «О душе» | |
4) И.С.Эриугена | 4) «История моих бедствий», «Да и нет» | |
5) П.Абеляр | 5) «Оксфордский труд», «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля», «Разнообразные вопросы» | |
6) Фома Аквинский | 6) «Главный труд (Opus maius)», «Второй труд (Opus secundus)», «Меньший труд (Opus minus)», «Третий труд (Opus tertium)» | |
7) Иоанн Дунс Скот | 7) «Путеводитель души к богу» | |
8) Роджер Бэкон | 8) «Исповедь», «О граде Божием» | |
9) Уильям Оккам | 9) «Сумма теологии», «Сумма истины католической веры против язычников» | |
Продолжение Таблицы 2 | ||
10) Ансельм Д'Аоста (Кентерберийский) | 10) «Свод всей логики», «Диалог», «Философия природы (или Краткий свод) в физических книгах» | |
11)Бонаветура | 11) ««Трехмастный труд» (Opus Tripartitum)», «Духовные проповеди и рассуждения» | |
12)Майстер Экхарт | 12) «Монолог», «Прослогион», «Почему Бог стал человеком», «Об истине» | |
2. Кому принадлежит следующее высказывание, получившее название «бритвы»: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»).
3. Произведите философский анализ следующих понятий, выполняя последовательно следующие шаги:
а) дайте определение указанных понятий;
б) найдите сходства в определении данных понятий;
в) найдите различия в определении данных понятий:
1-й вариант | 2-й вариант |
- универсалии | - схоластика |
- категории | - наука |
апологетика | патристика | догматика | схоластика |
Задания для самостоятельной работы студента:
1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: ислам, восточный перипатетизм, калам, мутазилиты, мутакаллимы, ашаризм, суфизм, шариат, тарикат, хакикат, мариф, исмаилизм, ишракизм, «Братья чистоты», аверроизм, «двойственная истина».
2. Соотнесите автора и название произведений:
Таблица 3 – Арабо-исламская философия эпохи Средневековья
Авторы: | Название произведений: |
1) Аль-Кинди | 1) «Опровержение философов» |
2) Аль-Фараби | 2) «О первой философии», «Книга о пяти сущностях» |
3) Ибн-Сина | 3) «Кутадгу билиг (Благодатное знание)» |
Продолжение Таблицы 3 | |
4) Ж.Баласагуни | 4) «Дивану лугат аттюрк (Словарь тюркских наречий)» |
5) М.Кашгари | 5) «Канон медицины», «Книга знания» |
6) О.Хайям | 6) «Логические трактаты», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» |
7) Аль-Газали | 7) «Диуани хикмет (Книга мудрости)» |
8) Ибн-Рушд | 8) «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы», «О всеобщности бытия», «Рубаи» |
9) Ходжа Ахмет Яссауи | 9) «Опровержение опровержения» |
2. Произведите философский анализ следующих понятий, выполняя последовательно следующие шаги:
а) дайте определение указанных понятий;
б) найдите сходства в определении данных понятий;
в) найдите различия в определении данных понятий:
1-й вариант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мутазилиты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перипатетики Задания для самостоятельной работы студента: 1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, геоцентризм, гелиоцентризм, инквизиция, личность, индивидуальность, антропоцентризм, любовь, творчество, пантеизм, Реформация, протестантизм, свобода, утопия. 2. Соотнесите автора и название произведения: Таблица 4 – Философия эпохи Возрождения
3. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему высказывание Н. Кузанского: «В действительности, так как Бог есть все, он также и ничто»? 4. Из нижеприведенных вариантов отметьте характерные черты Ренессанса: 1) практический и теоретический индивидуализм; 2) движение цивилизации против дикости /средневековья/; 3) время безбожия и язычества; 4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; 5) светский дух религии с тенденцией к язычеству; 6) движение культуры против бескультурья и варварства; 7) освобождение от власти авторитетов; 8) особенное внимание к истории; 9) чрезвычайный вкус к искусствам; 10) обновление духовной жизни. 1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, механицизм, атеизм, монадология, метод, методология, созерцание, наблюдение, первичные и вторичные качества, солипсизм, картезианство, врожденные идеи, монада, дуализм, гражданское общество, «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы площади», «идолы театра», causa sui, истины разума, истины факта, Левиафан. 2. Ф. Бэкон и Р. Декарт занимались разработкой нового научного метода. Один из них в качестве такового предлагал дедукцию, а другой индукцию. В нижеприведенные отрывки из произведений философов вместо пропусков вставьте пропущенное название метода и определите, которому из мыслителей принадлежит данный отрывок: 1) «...мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею»; 2) «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или ... Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми, ... же или чистый вывод одного из другого, хотя и может быть оставлена без внимания, если она неочевидна, но никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным». 3. Сравните высказывания двух философов по схеме: а) определите философские направления, к которым принадлежали данные философы б) найдите сходства в данных высказываниях в) найдите различия в данных высказываниях: Цицерон: «Vivere est cogitare» /Жить – значит мыслить/ Р.Декарт: «Cogito ergo sum» /Мыслю – следовательно существую/. 4. Соотнесите автора и название произведения: Таблица 5 – Философия Нового времени
|
Задания для самостоятельной работы студента:
1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: «естественные права» человека, «общественный договор», Просвещение, географическая школа, географический детерминизм, утопический социализм, социальный прогресс.
2. Ответьте на вопросы кроссворда:
7 | ||||||||||||||
2 | 4 | 5 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
14 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
Рисунок 2 – Философия эпохи Просвещения
По горизонтали:
1. Эпоха, наступившая в Европе в 18 веке
3. Кого Вольтер называл чернью?
6. Какой орган философы 17-18вв называли лабораторией человеческой мысли?
8. Назовите недостающее слово в лозунге Великой французской революции: «…, равенство и братство»
10. Автор «реформы общества снизу»
12. Процесс отделения религии и церкви от социальной жизни и науки
По вертикали:
2. Автор «реформы общества сверху»
4. Характерный признак материализма 17 в., сводящий сложное к сумме простых элементов
5. Главная причина невежества по Вольтеру
7. Система взглядов, отрицающих всякую религию и веру
9. Философ, утверждающий, что человек человеку – волк
11. С точки зрения философии Просвещения 18 вв., в этом состоит главное отличие человека от животного
13. С точки зрения Ж.-Ж.Руссо, в силу ее отсутствия у первобытных людей была свобода, равенство и братство
14. Время ее правления в России называют «Золотым веком русской культуры»
. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: диалектическая логика, деятельность, свобода, «вещь-в-себе», «вещь-для-нас», категорический императив, историзм, антропологизм, агностицизм, редукционизм, антиномия, трансцендентальный идеализм, ноумен, феномен, рефлексия, априори («истина разума»), апостериори («истина факта»), абсолютная идея, тезис, антитезис, синтез, анализ, критика, противоречие, противоположность, система.
2. Соотнесите автора и название произведений:
Таблица 6 – Классическая немецкая философия
Авторы: | Названия произведений: |
1) И.Кант | 1) «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» |
2) И.Г.Фихте | 2) «Система трансцендентального идеализма», «Философские исследования о сущности человеческой свободы» |
3) Ф.В.И.Шеллинг | 3) «Основа общего наукоучения», «Замкнутое торговое государство», «Факты сознания» |
4) Г.В.Ф.Гегель | 4) «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего», «Мысли о смерти и бессмертии» |
5) Л.Фейербах | 5) «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» « |
2. В чем суть учения И.Канта о «вещи-в-себе»? Как «вещь-в-себе» превратить в «вещь-для-нас», в чем смысл этого превращения?
3. В чем суть категорического императива И.Канта, чем он отличается от гипотетического императива?
4. Изложите основные идеи «Наукоучения» И.Г.Фихте
7. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кому принадлежит это суждение (И.Канту, Г.Гегелю, И.Г.Фихте, К.Марксу)? Каков смысл этого высказывания?
Задания для самостоятельной работы студента:
1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, марксизм, западничество, славянофильство, евразийство, народничество, анархизм, космизм, консерватизм, богоискательство, богостроительство, соборность, общинность, творчество, антроподицея, иррационализм, пассионарность, почвенничество, державность, «Третий Рим», русский марксизм
2. Соотнесите автора и название произведений:
Таблица 7 – Философские произведения К.Маркса, Ф.Энгельса
Авторы: | Названия произведений: |
1) К.Маркс | 1) «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии» |
2) Ф.Энгельс | 2) «Экономическо-философские рукописи 1844г.», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» |
3) К.Маркс, Ф.Энгельс | 3) Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» |
Таблица 8 – Русская философия XIX – начала XX вв.
Авторы: | Названия произведений: |
1) П.И.Новгородцев | 1) «Духовные основы общества», «Этика нигилизма», «Предмет знания», «Прагматизм как гносеологическое учение» |
2) Н.А.Бердяев | 2) «Христианский социализм», «Свет невечерний», «Философия хозяйства», «От марксизма к идеализму» |
3) И.А. Ильин | 3) «Философия общего дела» |
4) Л. Шестов | 4) «Смысл истории», «Философия неравенства», «Русская идея», «О назначении человека», «Философия свободного духа» |
5) Н.Ф. Фёдоров | 5) «Столп и утверждение истины», «Очерки философии культа», «Иконостас» |
6) В.В.Розанов | 6) «Проблемы идеализма», «Заметки о плюрализме», «Метафизика и социология» |
7) П.А.Флоренский | 7) «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Три разговора», «Смысл любви» |
8) С.Л. Франк | 8) «История русской философии», «Обоснование интуитивизма» |
Продолжение Таблицы 8 | |
9) Н.О. Лосский | 9) «Впечатления мирянина», «Темный лик: Метафизика христианства», «Апокалипсис нашего времени», «Опавшие листья» |
10) С.Н.Булгаков | 10) «О научном мировоззрении», «Размышления натуралиста», «Несколько слов о ноосфере», «Научная мысль как планетное явление» |
11) В.С.Соловьев | 11) «История философии права», «Нравственные проблемы в философии Канта», «Об общественном идеале» |
12) В.И. Вернадский | 12) «Религиозный смысл философии. Три речи», «О сопротивлении злу силой», «Путь духовного обновления» |
13) П.Б.Струве | 13) «Начала и концы», «Великие кануны», «Откровения смерти», «Умозрение и откровение» |
14) Н.Я.Данилевский | 14) «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории» |
15) Г.В. Плеханов | 15) «Философские тетради», «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция», «Три источника и три составные части марксизма» |
16) В.И.Ленин (Ульянов) | 16) «Россия и Европа», «Дарвинизм. Критическое исследование» |
2. Произведите философский анализ следующих понятий, выполняя последовательно следующие шаги:
а) дайте определение указанных понятий;
б) найдите сходства в определении данных понятий;
в) найдите различия в определении данных понятий:
1-й вариант | |
- славянофилы | |
- западники |
3. В 30-е – 40-е гг. ХХ века философия в СССР находилась в жестких рамках, обозначенных в произведении Сталина (отметьте это произведение):
а) «Материализм и эмпириокритицизм»
б) «Наши разногласия»
в) «Краткий курс истории ВКП (б)»
г) «Головокружение от успехов»
Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: сциентизм, позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, постпозитивизм, «философия жизни», герменевтика, прагматизм, психоанализ, феноменология, воля, воля к власти, сверхчеловек, жизненный порыв, интуиция, экзистенция, экзистенциализм, структурализм, понимание, объяснение, герменевтический круг, абсурдность, закон трех стадий развития, постструктурализм, симулякр, парадигма, неотомизм, персонализм, панисламизм, архетип, бессознательное, либидо, коллективное бессознательное
2. Соотнесите автора и название произведений, укажите философское направление, к которому принадлежит данный автор:
Таблица 9 – Западная философия XX – начала XXI вв.
Авторы: | Название произведений: | Направление |
1) Фромм Э. | 1) «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое» | |
2) Рассел Б. | 2) «Образ-время», «Беседы», «Логика смысла» | |
3) Хайдеггер М. | 3) «Смысл и назначение истории», «Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени» | |
4) Фуко М. | 4) «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Душа человека» | |
5) Ясперс К. | 5) «Бытие и Время», «Время и бытие», «Лесные тропы», «Вопрос о вещи» | |
6) Гуссерль Э. | 6) «Слова и вещи: археология гуманитарных наук», «Игра власти», «История сексуальности» | |
7) Ницше Ф. | 7) «Восстание масс», «Адам в раю», «О социализме без берегов», «Человек и люди» | |
8) Делез Ж. | 8) «Логические исследования», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» | |
9) Сартр Ж.-П. | 9) «Осень средневековья», «В тени завтрашнего дня» | |
10) Ортега-и-Гассет Х. | 10) «Система вещей», «Симулякры и симуляция», «Прозрачность зла» | |
11) Камю А. | 11) «Голос и феномен», «Письмо и различие», «Эссе об имени», «Грамматология» | |
12) Бодрийяр Ж. | 12) «Бытие и Ничто», «Сумерки богов», «Тошнота», «Экзистенциализм — это гуманизм» | |
13) Деррида Ж | 13) «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Чума» | |
14) Фрейд З. | 14) «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги» | |
15) Маркузе Г. | 15) «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Будущность одной иллюзии», «Лекции по введению в психоанализ» | |
16) Поппер К. | 16) «Науки о природе и науки о культуре», «Система философии», «Логика предиката и проблема онтологии» | |
17) Кун Т. | 17) «Философские исследования», «Голубая книга и Коричневая книга», «Логико-философский трактат» | |
18) Витгенштейн Л. | 18) «Философия и зеркало природы», «Универсализм, романтизм, гуманизм: Лекция», «Историография философии: четыре жанра» | |
19) Рорти Р. | 19) «Основы семиологии», «Нулевая степень письма», «Мифологии» | |
20) Кассирер Э. | 20) «Структурализм и экология», «Структурная антропология», «Руссо-отец антропологии», «Три вида гуманизма», «Раса и история» | |
21) Риккерт Г. | 21) «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «Тексты» | |
22) Леви-Стросс К. | 22) «Философия символических форм», «Опыт о человеке», «Познание и действительность» | |
23) Барт Р. | 23) «Структура научных революций», «Сущностное напряжение», «Теория черного тела и квантовая прерывность» | |
24) Лакан Ж. | 24) «Одномерный человек», «Разум и революция», «Эрос и цивилизация», «Контрреволюция и бунт» | |
25) Хейзинга Й | 25) «Почему я не христианин», «Человеческое познание:его сфера и границы», «Введение в математическую философию» |
3. К какому философскому направлению можно отнести следующий афоризм С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они, во что бы то ни стало, требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова»?
4. По мнению американского философа Ч. Пирса, «истина – это то, во что мы верим». Можно ли с ним согласиться? К какому философскому направлению он принадлежит?
5. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой, культура – это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта?
6. Кому мог бы принадлежать афоризм: «Убеждения суть более опасные враги, чем ложь». К какому философскому направлению следовало бы его отнести?
Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: пантюркизм, панисламизм, джадидизм, тенгрианство, гуманизм, географический детерминизм, революционный демократизм, Алаш
2. Соотнесите автора и название произведения:
Таблица 10 – Философско-теоретическое наследие мыслителей Казахстана
Авторы: | Название произведения: |
1) Ч.Валиханов | 1) «Заблудившаяся жизнь», «Социализм», «Камар-Сулу» |
2) А.Кунанбаев | 2) «Записки забытого», «Три истины» |
3) И.Алтынсарин | 3) «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка» |
4) С.Торайгыров | 4) «Киргизская хрестоматия», «Несчастье киргизов» |
5) А.Байтурсынов | 5) «Слова назидания» |
Продолжение Таблицы 10 | |
6) М.Дулатов | 6) «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи», «Записка о судебной реформе»» |
7) М.Жумабаев | 7) «Проснись казах», «Язык эсперанто» |
8) Ш.Кудайбердиев | 8) «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее» |
9) А.Бокейханов | 9) «Шолпан», «Педагогика», «Батыр Баян» |
2. Произведите философский анализ следующих понятий, выполняя последовательно следующие шаги:
а) дайте определение указанных понятий;
б) найдите сходства в определении данных понятий;
в) найдите различия в определении данных понятий:
1-й вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- деизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- атеизм 1. Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: бытие, материя, субстанция, пространство, время, субстанциальная теория, реляционная теория, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм, энергетизм, сознание, действительность, общественное бытие, общественное сознание, формы общественного сознания, объективное, субъективное, отражение, формы отражения, идеальное, информация, движение, развитие, эклектика, конвенциализм 2. Выполните следующие упражнения: 2.1 Ознакомьтесь с определением материи, данным В.И.Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Сопоставьте ленинское определение материи с высказыванием субъективного идеалиста Дж.Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». В чем сходство данных определений, и чем они принципиально отличаются? 2.2 В чем отличие ленинского определения материи от определения материи у английского логика и философа-позитивиста Дж.Миля: «Материя есть постоянная возможность ощущений»? Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм – реализмом? 2.3 Что означает тезис Ф.Энгельса: «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис. Признают ли единство мира объективный идеализм и религия? Все вещи мира преходящи, со временем разрушаются и уничтожаются. Почему же мир как некое множество подобных вещей продолжает существовать? 2.4 Движение – способ существования материи /точка зрения диалектического материализма/. Почему нельзя отрывать материю от движения? Разделяете ли Вы положение диалектического материализма о том, что движение несотворимо и неуничтожимо? Какие аргументы можно привести в подтверждение этого положения? 2.5 Есть ли разница между выражениями: «движущаяся материя» и «материальное движение»? 2.6 «Покой – это частный случай движения». Исходя из данного положения Кирхгофа, можно ли покой рассматривать как движение, а движение как покой? Есть ли в движении нечто остающимся неизменным? Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия. Можно ли сказать: то, что мы называем вещами, есть состояние относительного покоя или временного равновесия в движении материи? 2.7 «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время». С какой философской позиции можно истолковать данное утверждение Гегеля? 2.8 Крупный английский археолог Г.Чайлд писал, имея в виду первобытное ручное рубило: «Стандартизованное орудие есть само по себе ископаемая концепция. Оно является археологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец – значит знать его, и это знание сохраняется и передаётся обществом» /Г.Чайлд Археологические документы по предыстории науки/. Прокомментируйте высказывание английского археолога. С какой философской позиции он решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? 2.9 Преподаватель обращается к слушателям с таким вопросом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть бытия?» Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искусства, относится к духовным ценностям общества. Она - воплощение художественного (эстетического) сознания людей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному сознанию»; Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульптура действительно воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетическое сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое сознание формируется, прежде всего, под влиянием нашего эстетического бытия»; Слушатель В: «И всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, зависит, в конечном счете, от экономических условий их жизни». А как Вы думаете? Аргументируйте свой ответ. 2.10 К каким формам общественного сознания относятся следующие оценки невежества: «Невежество – зло; оно – несчастие, если вынужденное; порок, если отворачивается от знания; оно – преступление, когда проявляет себя в безответственных действиях»? Напишите глоссарий по данной теме, включив в него следующие понятия: субъективная диалектика, объективная диалектика, противоположности, закон перехода количественных изменений в качественные различия, закон единства и борьбы противоположностей, преемственность, тождество, закон отрицания отрицания, свойство, количество, качество, мера, скачок, противоречие, антагонизм, эволюция, революция, прогресс, регресс, содержание, форма, формализм, часть и целое, детерминизм, индетерминизм, элемент, структура, случайность, необходимость, система, функция, возможность, закон, действительность, причина, следствие, повод, отдельное, единичное, особенное, общее, синергетика, бифуркация, динамические и статистические закономерности, аттрактор. 2. Выполните следующие упражнения: 2.1 Какой метод мышления критикует Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное». /Гегель. Соч. т.1. с.206./ 2.2 Какой смысл содержится в высказывании Дж.Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь»? /«Антология мировой философии. М.,1970. с. 163/ 2.3 Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы». /Цит. по: Дж.Томсон. Первые философы. М.,1959. с.26б/ 2.4 О проявлении какого закона диалектики писал Ш.Фурье: «Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный – добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает доброго града, который разбил бы все стёкла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи с тем, чтобы их изнашивали втрое больше ради блага торговли». /Ш.Фурье. Избр. соч. т.З. М.,1954. с.88/ 2.5 Приведите примеры, подтверждающие высказывание средневекового врача Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». Какой закон диалектики проявляет себя в этих примерах? 2.6 К соблюдению какого закона диалектики призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»? 2.7 Какой закон диалектики проявляется в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»? 2.8 Укажите правильный ответ на следующие вопросы: 1) Что такое диалектика с точки зрения Сократа, с точки зрения Гегеля: а) искусство вести беседу б) утверждение, что все в мире относительно в) учение о единстве противоположностей 2) Что такое метафизика с точки зрения последователей Аристотеля, с точки зрения Гегеля: а) другое название философии б) отрицание развития в) признание развития за счет внешнего толчка 3) Какой ответ, с точки зрения диалектики, является правильным: а) поскольку противоречия неизбежны, то их преодоление не имеет смысла б) противоречия двигатель развития, и поэтому они всегда полезны в) противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой они носят характер, каким способом разрешаются, насколько эффективно движут развитие 2.9 Произведите философский анализ следующих понятий, выполняя последовательно следующие шаги: а) дайте определение указанных понятий; б) найдите сходства в определении данных понятий; в) найдите различия в определении данных понятий:
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий